Кризис среднего возраста с точки зрения психологии

Мой друг-психолог Кати, как и обещала, расписала мне всё про кризисы личности с точки зрения психологии, ещё раз дав убедиться мне, что я на правильном пути, и не стоит воспринимать это именнокак кризис, а лишь как этап развития личности.

В целом, что есть кризис по определению психологов?

Жизненные события ведут к кризису, если блокируют удовлетворение фундаментальных потребностей и ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую он не может разрешить в короткое время привычным для него способом.

То есть — кризис длится довольно-таки долго и так, как решался раньше — не решается уже проблема (нет привычного способа решения) плюс затронуты фундаментальные проблемы.

Адаптация к новой жизненной ситуации обычно связана с решением таких проблем, которые никто не учил человека — как их разрешить. То есть это новый для человека опыт проблем.

Виды кризисов:

1. Прогнозируемые жизненные ситуации (возрастные кризисы; кризисы адаптации; вступление в брак; развод, т.п.)

2. Случайный кризис или кризис обстоятельств (не поддается прогнозированию — ДТП, природные катаклизмы)

3. Кризис «опустошенности» (затрачено много сил, человек утратил важные смыслы)

4. Кризис бесперспективности (человек не видит себя в будущем в каком-то приемлемом для себя варианте).

5. Кризис утраты (потеря близких, имущества, работы, любимого человека)

6.Кризис опасности (некая приближающаяся опасность; не ясный исход ситуации)

7. Кризис под названием «эффект последней капли» — когда малозначимое на самом деле событие переполняет чашу терпения; кульминация в серии неудач)

Этапы кризиса:

1. Деструктивный этап (разрушительный): когда человек пытается решить новую проблемы старыми методами, но они не работают. Не дают эффекта. Растет психологическое напряжение. Человек фрустрирован (не видит путей решения); реакция отчаяния.

Как нам говорили на лекции: «Кризис выжигает каленым железом всё неадаптивное в личности». (то есть кризис, по идее — все отжившее в личности удаляет)

2. На втором этапе (промежуточном) — поиск новых вариантов решения проблемы, но не факт, что решение будет сразу. В чем плюс: человек уходит с наезженной колеи.

3. Конструктивная фаза.

Здесь идут личностные новообразования. Находится вариант решения проблемы. Жизненная ситуация нормализуется. Цена этого — личностные изменения. Изменяется поведение, изменяется отношение к отношениям. (Если же решение не найдено, возможные исходы (в зависимости от ситуации — банкротство; развод; суицид). Но, к счастью, кризис редко связан с катастрофическими последствиями, чаще это всё же изменение личности, некая трансформация!!!

Поэтому кризис — это принудительный механизм изменения личности!!! Кризис вскрывает новые потенциалы!!! Поэтому всегда важно видеть позитивные стороны кризиса!!! Даже когда ОЧЕНЬ сложно на 1 и 2 фазе (этапах) кризиса!!!

Ну а теперь хочу подробнее написать о кризисе 30 лет (как и обещала тебе, Лиз!):

Кризис 30 лет психологи называют так: «КРИЗИС КОРРЕКЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ».

В это время жизнь вносит коррективы в наши представления о жизни и в наши планы. Кризис может протекать по Типу «А» (благоприятный исход) и по Типу «Б» (более сложный путь с менее благоприятными исходами).

Тип «А»: Если до 30 лет план человека на жизнь был реалистичным, то, хоть и не без сложностей, человек свой план реализует. Бывают срывы, но к 30 годам не будет болезненной глобальной коррекции жизненных планов. То есть коррекция будет проходить лишь в аспектах и деталях.

Тип «Б»: Серия серьезных неудач. Человеку нужно отвечать на вопросы «А что мне делать сейчас??». Реакция при этом бывает 2-х типов:

Тип «Б1»: До человека доходит, что его жизненная программа не была выстроена удачно. Но при этом болезненная коррекция жизненной программы идет и человек, в итоге, РЕШАЕТ возрастную задачу под влиянием жизненного опыта.  То есть Человек открыт для нового жизненного опыта (это важно!!). Бывают здесь драматические периоды, но человек справляется.

Тип «Б2»: Незрелая, инфантильная реакция. «Кто виноват?»… «Они!!»

Причину неудач человек видит во вне, в других людях. Не в себе.
Если речь о работе: «Они козлы. Я уйду»,
Если о партнере: «Он мудак. Я уйду». То есть человек не меняет ничего в себе — БЕЖИТ от СИТУАЦИИ.

Важно корректировать в голове. Здесь, в пути Б2, человек бежит от своего жизненного опыта, он закрыт для него. Человек демонстрирует негибкость, инфантилизм в реализации своей программы, настойчивость и ничем не обоснованный фанатизм!!! (Например: 9 раз поступал во ВГИК. Пошел в 10. Что это? Настойчивость? или может быть все же ты не так талантлив, как актер? Может талантлив в другом???)

Итог: Б1 — конструктивная реакция.

Б2 — ТУПИК. (бегство от отношений, бегство с работы — не видит проблему в себе).

Есть еще Тип «С»: В целом, здесь человек может выработать жизненную позицию, но не факт. Иногда человека несет туда, куда ветер дует. НО: здесь плохо следующее: Человек загнал себя туда, где ему не айс. Его самого изнутри сжирает свой же нереализованный  потенциал. То есть Тип «С» — некое временное решение. Нужно расти дальше, слышать себя.

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Добавить комментарий