Путешествие во Вьетнам — часть 1. Великая китайская стена и Далат

Наконец-то я добралась до отчета о нашем путешествии во Вьетнам на новогодние праздники)) Ремонтные дела меня совсем поглотили и я уже вынашиваю идею статьи о том, как безболезненно сделать ремонт, а он всё не заканчивается 😀 В общем, сейчас не об этом) Но наличие ремонта сильно повлияло на наше решение, куда же ехать на каникулы. Конечно, мы рассматривали эконом варианты, а тут ещё фестиваль электронной музыки EPIZODE подвернулся, так что, в общем-то раздумывать было нечего. И мы не прогадали)

Поездка с 29.12 по 14.01 по маршруту Москва – Пекин – Далат – Фукок – Хошимин нам обошлась в 250 тыс.руб. при том, что сильно мы себя ни в чем не ограничивали.

Путешествие во Вьетнам, фестиваль Эпизод

Конечно же, билеты мы взяли заранее, хотя в июле – это для нас ещё не заранее)))) В ЮАР мы брали в марте, и для длительных далекий путешествий это вполне нормально. Единственное, получилось взять билет только с пересадкой в Пекине, при том туда аж 13 часов, а обратно 2,5. Брали до Хошимина, так как от него всего час лёту до острова Фукок, где проходил фестиваль. Хотя за эти же деньги были билеты Аэрофлотом прямые до Ханоя, но он совсем на севере Вьетнама и добираться дольше, но оттуда также летают вьетнамские лоукостеры, а север Вьетнама также заслуживает внимания для путешественников, например, бухта Балонг. Наши билеты обошлись в 39 тыс на одного туда-обратно, Москва-Хошимин через Пекин авиакомпанией AirChina.

Про авиакомпанию отдельная история, я бы никому не советовала ею летать) Во-первых, самолеты совковые, система мультимедиа только на нескольких языках, кроме русского) Во-вторых, во время полета строго запрещают пользоваться телефонами и ноутбуками, чтобы вы понимали – это значит, подходят каждые пять минут и просят при них нажать кнопку Power. Такого я ещё нигде не видела)) Приходилось довольствоваться документальными фильмами о дикой природе на китайском языке)) В-третьих, кормили так себе, хоть я и заказывала низкокаллорийное питание, даже туда они умудрились класть странные продукты. В четвертых, на нашу длительную пересадку мы забронировали Lounge, который положен пассажирам с пересадкой более 8 часов, и из-за задержки рейса нам все же пришлось им воспользоваться – это ад) воняло, как в помойке, не было даже простой воды, только всякие китайские сладкие соки, которые невозможно пить¸ про еду вообще молчу))) кругом мусор и срач) В довершение ко всему, при пересадке через Китай вытаскивают из чемодана, который сдаешь в багаж, все паурбанки и оставляют вместо него записку)) и на досмотре между транзитными зонами вываливают ВСЁ из рюкзака и перебирают все мелочи, и опять забрали не подписанный паурбанк)) Вернулась из поездки без всех паурбанков) Не рекомендую, в общем.

На внутренние рейсы мы брали разных лоукостеров, при том VietJet на рейс Хошимин-Далат-Хошимин мы покупали на сайте авиакомпании, а рейсы Хошимин – Фукок –Хошимин на сайте агрегаторе Alotrip, там почему-то билет выходил сильно дешевле по оплате через PayPal.

Всего на перелеты ушло порядка 90тыс.

Проживание во Вьетнаме очень дешевое, на него ушло 32 тыс.руб)) Ну и на всё-про всё, еда, такси, массажики, и сильно не отказывая себе – 130 тыс.руб.

Почему в бюджете нет аренды авто, как мы обычно делаем? Потому что во Вьетнаме запрещено давать транспортные в аренду туристам. Конечно, с байками вьетнамцы нарушают эти правила, так как в случае чего ремонт недорогой, а вот авто если и дают, то за бешеные деньги, да и если что случится, то виноват будешь точно ты. Поэтому между городами, и по населенным пунктам передвигались с помощью авиа и такси)

Сим-карту можно купить прям в аэропорту Хошимина на выходе, предлагают несколько гигибат за 200тыс.донгов, если выйти в город – будет дешевле. Интернет работал прекрасно на всей территории Вьетнама.

Пересадка в Пекине

Сначала я хотела пробатониться все 13 часов в лаунже, и хорошо, что так не сделали 😀 Зато я вычитала, что за это время можно сгонять на Великую китайскую стену (участок Бадалин). Сначала я хотела добираться туда на общественном транспорте, но вспоминая чайнатауны и китайские кварталы в разных городах мира решила, что не стоит рисковать) Поэтому на форуме Винского я нашла контакты гида-китайца, который встречает туристов из аэропорта на авто и везет на Великую китайскую стену, на более живописный и далекий участок Мутяньюй (Mutianyu, 慕田峪长城). Стоимость такого гида, а по факту просто провожатого – 80$ за поездку. (этот гид с сайта, там с ним и переписывалась https://needguide.ru)

В Пекине дают транзитную визу кажется на 72 часа, поэтому по прилету мы обнаружили гигантскую очередь на её оформление. При том, работали всего 2 человека)) Как же нам повезло, что в середине очереди мы встретили моих одногруппников из Барнаула, который я не видела лет 10 😀 Благодаря им мы простояли всего часа полтора, разбавив пребывание в очереди ещё и разговорами.

Путешествие во Вьетнам, Пересадка в ПекинеПутешествие во Вьетнам, Пересадка в Пекине

При выходе из транзитной зоны мы сразу написали в воцап нашему гиду, и на выходе он нас встретил с табличкой)

Гид оказался так себе гидом, больше просто водителем, но вполне неплохо изъяснялся на русском, 2 года работы на Черкизоне не прошли даром))) Завез нас на завтра в Макдональдс, и мы отправились на Стену.

Выехав из аэропорта мы расстроились, увидев сильный смог, но чуть отъехав от города поняли, что это только вокруг Пекина) В провинции светило яркое солнце и было около -2-4 градуса, но пригревающее солнышко не давало замерзнуть. Доехали до Стены мы за полтора часа, и пошли гулять на участок 5-6, так как наш гид сказал, что они самые красивые. На этот участок как раз шла кресельная дорога, а вниз – санки. За это необходимо было доплатить, при том достаточно дорого, это помимо входа. По обычному входу можно было поднять пешком или на фуникулере, но немного на другой участок. Конечно, если есть в запасе часа 3-4, то можно пройти все участки Мутяньюй. Мы же потратили часа 2, и в общем-то вполне себе нагулялись)

На Стене безумные перепады высот, по ступенькам иногда приходилось лезть как по вертикальной лестнице, ну а виды конечно открывались впечатляющие.

Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена Пересадка в Пекине - Великая китайская стена

Китайцы конечно норовят вас ободрать на всем, нам пытались продать кружку чая за 500 рублей))) мы долго торговались и все-равно цена не показалась нам дешевой. И это в чайной стране!)

Пересадка в Пекине - Великая китайская стена

По дороге мы также обнаружили странный каток)))) мы решили, что это какая-то китайская забава – езда по льду на чем придется 😀 в данном случае, это были старые велосипеды и табуретки с палками для отталкивания 😀 смотрелось всё это очень комично. За это тоже умудрились брать за вход.

На обратном пути наш гид не нашел ничего лучше, чем завезти нас на ужин в торговый центр, где было пусто) Цены в ресторане были шокирующие даже для московского восприятия. Поэтому мы нашли там же какую-то китайскую кафешку, но еда там была просто отвратительная)) безвкусная разваренная рисовая лапша, непонятно что-то плавающее в непонятном что-то, и уже по традиции — дорогой чай)) Не вышло у нас ознакомиться с традиционной китайской кухней, да и вообще проникнуться к китайцам.  Стена, конечно, понравилась, но отдельной поездки она явно не стоит.

В час ночи мы прибыли в Хошимин, утром уже предстояло отправляться в Далат. Мы попытались пройти до нашего отеля пешком, казалось бы – 500 метров… Ни одного пешеходного перехода! Бежали через магистрали с чемоданами))) Так что. Не верьте всем этим отелям рядом с аэропортами, проще сразу брать такси) Несмотря на пафосное название отеля Erato Boutique Hotel (20$ ночь) он располагался посреди местного антуража, и представлял из себя какую-то убогую ночлежку. Ладно, что в номере воняло, но постельное белье было мятым и грязным, как будто на нем уже кто-то спал! Мальчик на ресепшен совершенно отказывался понимать даже на пальцах и два раза притаскивал ещё один грязный комплект постельного белья. В округе не оказалось больше ни одного свободного отеля, поэтому пришлось смириться… Азия встретила по-своему 😀

Далат

Меня бросало в ужас от мысли, что придется остаться в Хошимине в этом отеле, и в этом плане Далат стал настоящей отдушиной, плавным переходом из привычной цивилизации в азиатский мир. И вообще, надо сказать, мы порядком отвыкли от Азии за 3 года)

Что сразу бросилось во внимание в Далате – это погода, после душного Хошимина мы вышли из самолета в свежий приятный воздух. Оно и понятно – город построили французы, чтобы скрыться в горах от душного климата мегаполиса) Днем были приятные 20 градусов и солнышко, а по вечерам бывало очень даже свежо – до 13 градусов.

Путешествие во Вьетнам - Далат

Проживание

Я долго выбирала, где остановится в Далате, так как там много отелей за городом, так как это считается житницей Вьетнама, много полей, лугов, лесов и природы. Но, во-первых, загородные отели оказались ни фига не бюджетными, а во-вторых, без машины там не очень комфортно, а как я уже писала – туристам напрокат авто не дают.

Поэтому я выбрала отель Navy Flowers Hotel, недалеко от центрального озера. Надо сказать, он тоже вышел не дешево – на 4 ночи 240$. По меркам Вьетнама это вообще космос) для сравнения за 8 ночей на Фукоке мы отдали 223$. Но зато всё остальное в Далате было дешевле и качественнее – такси, сервис, еда.

Путешествие во Вьетнам - Далат Путешествие во Вьетнам - Далат

Отель, несмотря на цену, мог быть и лучше) Внутри он конечно, красивый и очень приличный, но с проектированием было явно напутано: номера без окон (ну к этому во Вьетнаме можно привыкнуть, обычная практика, так как улицы слишком шумные), но то, что вместо стены будет стекло – такого расклада мы не ожидали! Кроме того, в центре отеля винтовая лестница, которая аккумулирует все звуки вокруг себя и распространяет на все этажи, а если взять в расчет стеклянную стену с коридором…. Поспать в тишине нам не удалось) Но зато номер был мега комфортный, удобный матрас и хороший санузел.

В целом, местоположение оказалось удобным, кое-где доходили пешком, хоть это и очень сложно по узким дорогам города. Очень понравился район ближе к Администрации и Крейзи хаус, там уже более цивильные районы и даже тротуары)

Питание

На Новогоднюю ночь наш отель устроил праздничный ужин, еда была вполне приличная) ну и конечно, знаменитое далатское вино. Напробовавшись вдоволь этого пойла, мы всё же выбрали пару хороших бутылок, которые идут у них на экспорт, но далеко не везде есть в продаже. В общем, с винишком было весьма тяжело) На завтрак в отелях Вьетнама дают Фо бо, рис и лапшу, но в нашем было и немного европейского завтрака.

Путешествие во Вьетнам - Далат

Вечером 31го мы пошли прогуляться по городу и по Tripadvisor набрели на бар Duong Len Trang (Cafe Tram Mai). Это такой аналог Крейзи хаус, но весьма занимательный)) Покупаешь бухлишко как плата за вход – и лезешь на обследование пещер и лабиринтов. Если бы там не играл EDM, то можно было бы остаться и подольше)

Путешествие во Вьетнам - Далат Путешествие во Вьетнам - Далат Путешествие во Вьетнам - Далат

После странного бара мы пошли на ночной рынок Đà Lạt Market, и сначала нас прям захватила эта атмосфера уличной еды, но когда мы увидели как вьетнамская женщина накладывает улиток грязными руками – наш пыл поутих…))) Но мы всё же решили погрузиться в Азию и съели улиток, и ещё какой-то яичный уличный блин. К позднему вечеру уже всё было закрыто, поэтому НГ по нашему времени мы встретили в номере с баночкой сушеного манго, далатским вином и улитками… как видите, мы всё ещё живы, но желудок был немного против)

Вообще, в эту поездку во Вьетнам нам не так везло с едой, как 3 года назад. Но в Далате, наверное, было удачнее всего. После новогодних улиток мы как-то быстро наелись Азией, и теперь решили ходить только в проверенные места по отзывам.

Так, нам посоветовали V Café недалеко от отеля, и там было и правда очень прилично и вкусно, но кухня не вьетнамская. В итоге, там мы ели несколько раз, а по вечерам даже пел песню под гитару местный Стинг)

Отзывы Tripadvisor нас немного подвели)) Как-то вечером мы отправились в Chu BBQ, который был на другом конце города, но с самым высоким рейтингом. Сначала нас смутил район, а потом и само заведение – оно было битком набито вьетнамцами, готовили прям там за прилавком, а на полу был огромный слой мусора))) При этом официанты пробирались через него, неся в руках супы, хот поты, свежее мясо и морепродукты… Стоит ли говорить, что мы бежали оттуда сломя голову?) Как нам потом сказали, что местные считают хорошим тоном бросать мусор на пол в знак того, что всё понравилось))) ну судя по этому обычаю, в том кафе было и правда вкусно 😀

Ещё одно кафе, в котором мы ужинали два раза – это Trong Dong, примерно в километре от нас. При том, что район был совершенно местный, зайдя туда мы сразу увидели толпу европейцев, а это всегда внушает доверие к еде. И правда, там оказалась прекрасная местная кухня.

Также в этот раз нам хронически не везло с вьетнамским кофе, хотя мы его безумно любим.  Заваривая у себя дома через специальный заварник вьетнамский кофе у нас получается вкуснее, чем во всех местах, где мы его попробовали))

Достопримечательности

Достопримечательностей в Далате не так уж и много, но на пару дней хватит с лихвой.

Первый день мы посвятили знакомству с городскими объектами: Далатский цветочный сад, Linh Son Pagoda, Domaine de Marie, Crazy House.

Цветочный сад немного попахивает совком, но вполне себе приятно место, особенно нас впечатлила выставка-продажа деревьев бонсай, их там было великое множество! Ну и мы наконец дорвались до солнышка, с удовольствием повалялись на травке)

Linh Son Pagoda вполне себе спокойное место, после оживленных улиц кажется вообще оазисом. Сама пагода очень красивая, а на территории можно посидеть отдохнуть.

До Крейзи хауса мы решили дойти пешком, посмотреть город, но случайно пришли не туда, так как я построила маршрут не к той точке))) Вместо него оказался храм Domaine de Marie, что тоже вполне красиво. Особенно внутренний сад с кучей красивых цветов и лавочками.

Crazy House – попсовое развлечение Далата, куда возят всех туристов, на один раз нормально полазить, посмотреть. Такой вьетнамский Гауди, можно сказать))

Второй день я спланировала очень насыщенно) Нам предстояло проехать по канатной дороге Nhà ga Cáp treo Đà Lạt на фуникулере до монастыря Truc Lam Monastery, оттуда спуститься к озеру и пройти пешком до водопада Datanla.

Поездка на фуникулере весьма крутое приключение, так как она достаточно длинная и проходит через горы и лес.

Монастырь Truc Lam хоть и тоже популярный среди туристов, но место просто офигенное! Большая ухоженная территория в горах, с множеством необычных цветов и красивыми площадками для отдыха. К сожалению, только на русском языке были предостерегающие надписи: «в колокол не звонить!» 😀 так что, в  колокол мы так и не позвонили.

Далее по нашему маршруту мы шли практически наугад: спустились по лесу к озеру Tuyen Lam, увидели скучающую пристань с лебедями-корабликами и несущемуся из колонок EDM)) вот ведь любят они такую дурацкую музыку) А оттуда пошли до водопада практически по магистрали, но с организованным тротуаром! Такое ощущение, что раньше там планировали сделать прогулочную дорогу, но что-то пошло не так) По маршруту было пустынно и безлюдно, и мы уже не ожидали увидеть людей, но на водопаде снова встретили туристов. Но надо сказать, народу было весьма немного.

Datanla – водопад для ленивых)) Состоит из 3 уровней, на каждый можно подняться или пешком, или на каком-нибудь транспортном средсве, но и идти совсем немного, вспоминая наши заходы в ущелье в ЮАРе до горного озера, или водопад недалеко от Нячанга. На первый уровень можно спуститься (и подняться) на санках, на второй – фуникулер, и третий – лифт. Любое транспортное средство за дополнительную плату, при том, спуск на лифте безальтернативный, а соответственно, бесплатный.

Конечно же, мы решили спуститься на санках и не потому, что нам было лень идти пешком))) Путь на санках прям через лес и достаточно длинный, однако, нужно пропускать всех тормозов подальше вперед, иначе спуск не будет столь захватывающим. Обратно на санках тоже весело тянут вверх)

Второй этап мы решили прогуляться, и дорога оказалась совсем не сложной. Фуникулер проходит прям над расщелиной.

Третий этап спускались на лифте, но пейзажи там оказались так себе. Этот водопад стоит посетить только лишь как аттракцион катания на альпийских санках)

Несмотря на насыщенный маршрут, у нас всё ещё оставалось время, и мы прогулялись по Park Yersin, где проводят время местные.

А потом покатались на лебедях по центральному озеру Xuan Huong. Конечно, это весьма забавное занятие, потому что тоже попахивает совком, но закат на озере был великолепен!

На третий день мы уже чувствовали себя вполне отдохнувшими для того, чтобы сходить на тренировку)) Расскажу о зале в следующей главе) Ну а после тренировки мы поехали на смотровую Langbian View Point. Как я прочитала, на вершину горы возят на УАЗиках, и так и оказалось))) Пришлось подождать немного, чтобы набрался народ, но в это время отдыхало достаточно много вьетнамцев. Ну где ещё показаться на УАЗике, как не в провинциях Вьетнама?! 😀 На осмотр выделяется час, и обратно вас ждет та же машина. Ох, но вид стоит того! Со смотровой открывается вид на долину и ближайшие деревеньки.

Вечером мы также погуляли по территории Центральной администрация Далата. Масштабное такое здание и ухоженный сад!

В общем, не сказать, чтобы достопримечательности Далата нас как-то поразили до глубины души, но было весьма занимательно)

Отдых

С массажами во Вьетнаме не так всё прекрасно, как в Тае, но всё же есть и вполне не дорого, так что, мы не могли пройти мимо любимого отдыха.

Rosy Spa Đà Lạt. Посмотрели фотки – вроде ок. Приехали как-то вечером, там оказалось пусто) миллион комнат на выбор. Взяли 2 часовой стоун-массаж. Всё бы хорошо, если бы эти две кукушки не начали что-то очень активно обсуждать во время массажа, Макс даже не выдержал и сделал им замечание)) Поэтому если брать парный массаж, то только в разных комнатах. В целом, массаж средний.

Pompeii Spa. Это наш второй опыт массажа, и просто провальный))) А между прочим, высший рейтинг на Tripadvisor. Приехали туда на такси, так как находится далеко. Нас подвозят к какому-то 4 звёздочному отелю, оказывается, салон внутри. Отель выглядит подозрительно и пустынно. Спрашиваем, как найти массаж) Нас отправляют в лифт, нужно спуститься вниз. Двери лифта открываются – и мы попадаем в какой-то бар, где орет рок и пенсионеры играют в пул))) Ну ок, заходим в спа-салон – там вьетнамка с ребенком, говорит проходите пока в сауну, через 5 минут подойдет мастер. Ну ок… Сауна, честно говоря, доверия не внушала, но мы решили погреться 5 минут, предварительно замотавшись в полотенца. Сидели, сидели минут 10, потом уже вышли остыть, сказала, ещё 5 минут… В общем, приезжает спустя минут 20 вьетнамка сомнительной внешности,  заводят нас в массажный кабинет, а там всё обшарпано, аж ложиться туда не хочется))) Короче, побросали полотенца и дали деру оттуда))) Вот тебе и Помпеи))

Всё это напомнило мне мою давнишнюю историю с посещением СМП по купону в Москве 😀

Ớt Care. Этот СПА салон случайно нашла на гугл-карте в последний день. Зашли на сайт – цены на удивление дешевые. Приходим – а там всё расписано на весь вечер!! Но нам так понравилось там, что мы сидели с грустными глазами и пили чай с имбирем, которым нас угостили, до тех пор, пока нам не высвободили часик массажика))) Хотя нам конечно хотелось 2. В общем, очень приятное место, девушки за весь сеанс и словом не обмолвились, всё чисто, прилично. Конечно, по технике и силе массажа – снова не тайский, но в целом хорошо.

Gym Lan Anh Center. На третий день отдыха захотелось в спортзал) Азиатские спортзалы, конечно, то ещё приключение, но всё же решили рискнуть. Ну, обычная качалка даже с кардио тренажерами. Мне, конечно, не хватало оборудования, но поделала упражнения со свободными весами, походила на дороже) Чувство выполненного долга присутствовало.

Вьетнамцы, конечно, очень странно тренируются: очень активно и, кажется, на технику не обращают внимания))

В общем, Далат оставил вполне приятное впечатление, особенно жители: они уже знают, что такое сервис, немного говорят по-английски, ну и в целом добродушные. Нет ощущения, что тебя пытаются обмануть. Достопримечательности Далата, конечно, не ТОП для нас, особенно после ЮАР, но в рамках совмещения поездки на фестиваль – отлично. Поехала ли я специально в Далат? Видимо, нет)