Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема

Эстония на майские

В рамках экономного туризма, ввиду планирования ремонта, решили мы ну хоть куда-нибудь, но выбраться, ну совершенно невозможно сидеть безвылазно в Москве )))) Сначала мы думали просто сгонять в Питер – это всегда хорошая идея) Но друзья из Питера предложили выбраться на машине в ближнее зарубежье, так как у них это уже практически традиция.

Было решено ехать на вторые майские на один день раньше, чтобы не стоять на границе, а обратно границу можно бронировать через Интернет, так что здесь было всё более предсказуемо. Сразу скажу, что в итоге, мы прошли границу и туда, и обратно максимум за полчаса – это очень повезло))

За планирование путешествия взялась я, так как предложила изведать новые уголки Эстонии, а не стандартный Таллин, и друзья поддержали. В общем, план путешествия выглядел так:

5.05 Рано утром выезд в Таллин, прогулка по городу
6.05 Таллин – остров Муху – остров Саарема
6-8.05 Путешествие по острову Саарема
8-9.05 СПА-отель
9.05 Выезд в Питер

Маршрут по островам.

Начав изучать информацию по эстонским островам в Интернете поняла, что мало кто из россиян до туда доезжает. Поэтому, конечно, сложно было оценить прелесть такого путешествия, при том планировалось с долей неопределённости (ох уж эти тюлени), но это действительно стоило проверить, чтобы убедиться – это точно стоит своих денег.

Итак, утром вначале 9 выдвинулись из Питера, и уже около 11 были на русской границе. В очереди 3 машины, но нас все-равно умудрились запутать и переставлять из очереди в очередь, но в целом всё прошло достаточно быстро.

Часа в 2 дня – мы въезжаем в Таллин, наши апартаменты недалеко от исторического центра BMM apartment . Расположение оказалось очень удобное – за счет удаленности от центра была бесплатная парковка для авто, но в то же время легко дойти пешком. Апартаменты стоили 95 евро, на 4 человек, всё новое.

Но в общем-то, в апартаментах мы не сидели, сразу пошли гулять по Таллину. Зашли перекусить в международную сеть итальянской кухни Vapiano, объелись пасты, но очень вкусно и недорого)

Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин

Если честно, после всех европейских городов, я от Таллина уже не ожидала ничего, и даже думала, что там сплошной «совок». Какого было моё удивление, когда в старом городе я увидела прекрасный, уютный, европейский городишко, вымощенный плиточкой, да ещё с кучей смотровых площадок, с открывающимся видом на нижний город! А смотровые – это же моя страсть)) В общем, можно ходить по кругу по верхнему городу и смотреть в разные стороны, как по одной огромной смотровой. Очень прикольно!

Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин

В городе было мало народу, но чувствовалось, что летом тут уютно, шумно и весело, все сидят в уличных кафешках и болтают. Так что, я бы с удовольствием вернулась сюда летом.

Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин

Потом Егор повел нас в андеграундную локацию – какой-то старый ДК, где раньше проводили концерты, а сейчас, мне кажется, проводят техно-вечеринки))) хотя хз, лишь догадки. Но в любом случае, место хоть и отдает совком, но очень атмсоферное, здорово там посидеть, глядя на воду.

Путешествие в Таллин Путешествие в Таллин

На следующий день мы неспешно выехали из апартов в 9 утра, пошли позавтракали в кафе Kohvik Mademoiselle. Завтрак там, конечно, не ЗОЖ, но кофе illy и вкусная выпечка.

На 12:55 у нас уже были куплены билеты на паром на остров Muhu с причала Virtsu. Они недавно обновили перевозчика, сайт и теплоходы, поэтому мы действительно были впечатлены, как отлажена вся система паромного сообщения и качеством самих паромов. Билет на паром можно приобрести на сайте заранее или пройти в порядке общей очереди. По электронному билету просто очередь меньше. На 4-х плюс машина стоило 40 евро.

По пути к паромам мы ещё останавливались попялиться на ветряные мельницы (наличие которых я тоже считаю признаком развитого государства), а также нашли небольшой маяк))

Путешествие в Эстонию на майские Путешествие в Эстонию на майские Путешествие в Эстонию на майские

Маяк Эстония

Поездка на пароме проходит быстро и незаметно, мы даже не успели подняться на палубу и насладиться плаванием, как уже все машины начали выпускать, а наш водитель куда-то пропал, и сзади стоящие престарелые эстонцы в трейлере весело смеются ))))

Паром в Эстонии Паром в Эстонии

Вообще, за всю поездку мы ни разу не столкнулись с каким-то неуважительным отношением к нам, особенно на островах так вообще все милые.

Выбравшись с парома, мы сделали остановку в первом пункте по плану, чтобы перекусить — Рыбное кафе Kalakohvik. Какого было наше удивление, когда мы обнаружили его закрытым, без каких-либо признаков жизни. Мы долго искали кафе вокруг, наши рядом кафе, в котором вообще не говорили ни на русском, ни на английском, на пальцах нам объяснили то, что у них есть, но нам это не очень понравилось, и мы поехали за 7 км вглубь острова Муху, в какой-то ресторан, который показывал TripAdvisor.

Приехав туда я увидела, что это одно из мест, которое я отмечала для посещения, но не включила его в окончательный план – поместье Pädaste mõis, оно выступает как дорогой курортный отель. Это место действительно стоит увидеть, красиво и уединенно, но ресторан не работал 😀 Зато работал ещё один ресторан, в котором обед стоил 40 евро на человека)))) мы на минуту передумали обедать и отправились назад.

Путешесвие по островам Эстонии: Саарема, Муху

На первой нашей остановке было ещё одно кафе Koost Muhu Resto, решили попробовать там) И это был самый вкусный обед за это путешествие, если не за всю жизнь)))) Рыбный суп и рыбные котлетки – всё свежее и по-домашнему вкусное.

Полные сил мы отправились познавать островные достопримечательности.

Прямо около места, где мы ели, в центре острова Муху, заехали в храм  Muhu kirik. Как оказалось, все храмы островов очень похожи, но это не отменяет атмсоферности и загадочности этих мест, тем более они всегда оказывались закрыты, лишь раз удалось подсмотреть в скважину.

Путешесвие по островам Эстонии: Саарема, Муху Путешесвие по островам Эстонии: Саарема, Муху Путешесвие по островам Эстонии: Саарема, Муху Путешесвие по островам Эстонии: Саарема, Муху

Тем не менее, первый собор уже произвел впечатление, и мы минут 30 исследовали территорию вокруг. И ни души! ))

Очень понравилась дорога, соединяющая острова Муху и Саарема, по бокам раскинуто море. Остановившись посредине дороги обнаружили гнездо лебедей)

Надо сказать, поездка в Эстонию – это эстонское сафари, столько разных животных и птиц. Например, видели аистов, лебедей, косулю, кучу овец, коров, а главное –котов))) И коты все не пуганные, дают гладится и обниматься 🙂

Далее мы доехали до следующего нашего пункта по достопримечательностям — Собор Karja kirik, уже на острове Саарема. Вот уж действительно атмосферное место! Ухоженная территория, ещё качеля, с которой сложно вот так вот взять и слезть))) В общем, тоже зависли на полчаса.

Следующий пункт – одно и самых популярных мест острова Мельницы Angla. Я как-то думала, это что-то очень простое и не особо интересное, но в итоге это развлечение стало одно из самых веселых за всё путешествие. Мы резвились, как дети))

Территория мельниц представляет собой участок, где размещены несколько старых мельниц, некоторые из них интерактивные – то есть можно залезть внутрь и попробовать, как что работает. Вокруг тракторы, разные инструменты сельского хозяйства старых времен – всё это можно трогать и пробовать)) Кульминацией событий стал стол-качеля!!  Это когда ты сидишь за столом и раскачиваешься 😀 если честно, нигде такого больше не видела, а в Эстонии потом несколько раз)

Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема

В общем, резвились на выставке мельниц где-то час, пот ом ещё посмотрели выставку внутри дома – там наши разные раритетные вещицы, тоже было интересно.

Путешествие по островам Эстонии:Муху, Саарема

Конечно, несмотря на позднюю весну и у нас, и в ближайших от нас странах, с погодой нам повезло – было солнечно, хоть и прохладно.

Часам к 7 вечера добрались до нашего размещения. Мы долго выбирали между отдаленным уединенным домиком, до которого бы пришлось ехать ещё километров 60, и этим, более близким, но с общим размещением — Laugu Holiday Resort . Мы нисколько не пожалели! Хоть с нами в доме первую ночь жила семья с детьми (на первом этаже), но на вторую ночь мы вообще остались одни. Владельцы, очень милая эстонская пара, живут в 14км от этого места, но всегда были готовы помочь и подсказать, мы звонили им по вайберу с вопросами (там есть и вай фай). Удивительно, но они немного говорили по-русски, очень смешно так, по-эстонски, но это по-доброму :)) я просто в живую никогда не слышала.

Очень ухоженная территория, видно, что всё сделано с любовью. У нас  на чердаке тоже было всё мило и уютно, не считая того, что было немного неудобно ходить из-за скошенной крыши, но это добавляло атмосферы детства, когда так нравилось жить у бабушки на чердаке))) 162 евро за 2 ночи на четверых.

По пути, там где мы останавливались на обед, в центре острова Муху, мы купили свежую рыбу форель, и приготовили её на барбекю в нашем чудесном месте. Место, где покупали рыбу — Muhu Kalapood. Это был идеальный ужин 🙂

На следующий день мы решили заказать завтрак у наших замечательных хозяев. Стоил он не копейки – по 8 евро на лицо, но какой он был вкусный и разнообразный! Настоящий деревенский завтрак)

Погода в этот день нас не радовала, было пасмурно, накрапывал дождь, но днем снова распогодилось.

Этот день должен был стать днем единения с природой, поэтому первым пунктом стал утес Panga Cliff. Я вообще большой поклонник природных красот, и это место не оставило меня равнодушной. Вокруг большая территория, где можно погулять, но так как было ещё пасмурно, мы недолго там находились.

Итак, следующая точка должна была стать местом знакомства с тюленями в национальном заповеднике Вильсанди, но так как в Интрнете не было подробной информации, как это сделать, мы поехали в Информационный пункт заповедника в поселке Loona.

По пути заехали ещё в один собор, и снова закрыт)

Прибыв на место информационной центра в Лону мы не сразу поняли, что всё закрыто и напали с вопросами на работницу кафе))) Она кстати на ломанном русском вперемешку с английским всё нам рассказала, дала кучу карт и советов)) Оказывается, ещё не сезон, поэтому всё закрыто) Заповедник представляет из себя огромную территорию с пешими, авто и вело маршрутами, и там действительно водятся тюлени, но зимой)) До острова, где располагается основная зона заповедника можно перейти пешком летом, во время отливов. А пока дала несколько мест, до которых можно доехать на машине – сторожевая башня, или просто какое-то красивое место.

Национальный парк Вильсанди Национальный парк Вильсанди

Мы выбрали красивое место Soeginina pank в 15 км и заманались до него ехать по бездорожью)) Приехав до места, увидели организованную стоянку, даже туалет и место для пикников. Было заметно, что здесь очень давно никого не было, но всё очень в хорошем состянии. Ну что ж, отправились искать это красивое место по указателю))) В результате шли по лету и грязи минут 20 и решили, что ну его, это место! Развернулись, пошли по карте, срезав через поле к морю. На берегу мы не увидели ничего примечательного, и уж тем более тюленей)) Только очень воняло дохлой рыбой и она даже валялась на берегу) Разочарованные, поехали дальше.

Конечно, этот пункт был с большой долей неопределённости, поэтому и рассчитывать не приходилось, но вообще-то в теплое время года и имея в запасе весь день – я думаю, здесь можно провести хорошо время.

Далее нам предстояло уехать на самую крайнюю точку острова – маяк Sõrve Lighthouse. К этому времени уже выглянуло солнышко и мы были очень голодны)) Решили дотерпеть до маяка и пообедать там. Но что вы думаете – и здесь кафе было закрыто! Кто бы мог подумать, что май на островах Эстонии = это ещё не сезон) Зато был открыт музей маяка.

Маяк, кстати, прям поразил! Может потому что я никогда не видела маяков вживую) Прям сразу атмосфера отшельничества и одиночества чувствуется. Идеальный маяк.

К вечеру мы ещё успели в столицу острова Саарема и её замок — Kuressaare Castle. И не зря! Очень красивая крепость и настоящий средневековый замок.

Город Kuressaare действительно походил на столицу – хорошо застроен, очень милый такой городишко, если бы оставалось время – можно было бы ещё здесь погулять. Но мы были уже уставшие и голодные, и закупившись продуктами в супермаркете Maxima, отправились в любимую деревню)

Кстати, супермаркеты, несмотря на воскресенье, работали до 10 вечера! Рядом был ещё Selver.

На следующий день утром рано у нас был паром и долгий путь в 300км до Toila Spa Hotel. Позавтракали мы на пароме – там оказалась шикарная столовая!

По пути мы снова останавливаюсь по пути на достопримечательностях – красивый замок Koluvere loss, какой-то разрушенных храм и могильники.

Путешествие в Эстонию Путешествие в Эстонию Путешествие в Эстонию Путешествие в Эстонию Путешествие в Эстонию Путешествие в Эстонию Путешествие в Эстонию

Итак, завершающий пункт нашего путешествия — Toila Spa Hotel. Его посоветовали друзьям кто-то из прошлого путешствия по Эстонии. Они уже не раз бывали в спа-турах, поэтому наш отель им показался весьма совковым. Однако, как только мы отмокли в хаммаме, аромасауне и джакузи – всем сразу стало пофиг)))) Вообще, мне тоже сначала показалось мало всяких СПА-штук, но в итоге я 3,5 часа ходила в разные сауны, хаммамы, терлась солью, купалась в бассейне с теплой водичкой – и в конце мне показалось идеально 😀 особенно понравилась теплая комнатка с видом на море! Сидишь себе потеешь и смотришь на море и закат 😀 Всё это удовольствие обошлось 88 евро на двоих – проживание, СПА, завтрак. Рай))

СПА-отель Эстония

Вечером мы поужинали в местном ресторане, никуда не выходя. Лосось на гриле был замечательный, а вино мы пили свое в номере)

Вообще, всё вино, что мы покупали в магазинах по очень доступным ценам 6-10 евро, всё было очень хорошим. Эстония не только для пива и настоек, но и для любителей винишка)

Граница у нас была забронирована на 9 утра. Сначала едешь на какую-то стоянку с электронным табло, вообще где-то в стороне от самой границы. Там тебя вызывают, отправляют на границу. На границы подъедаешь, сразу проходишь, немного осмотра, паспортный контроль – всё!

Что хочу сказать – ехали мы в Эстонию без особого задора и со скепсисом, а получили очень прикольное, насыщенное путешествие, а главное достаточно экономное.  На двоих, с билетами из Москвы мы потратили 65 тыс.р на 5 дней, из них 13 тыс билеты Мск-Питер-Мск. И мы ни в чем себе не отказывали, жили в прекрасных местах, ещё и СПА захватили. В Эстонии я не заметила особого «совка», всё очень прилично и достойно. Деревеньки не нагнетают уныние, но конечно не дотягивают до Французских мимими, но тоже весьма душевные. Так что, если ехать без лишних ожиданий, Эстония на майские — весьма достойный вариант 🙂